В помещении древней византийской церкви, расположился музей фресок и мозаик – музей Карие. Долгое время церковь находилась за чертой города, откуда и получила свое имя «за поселением». В 1511 году, после захвата Стамбула турками, здание переделали в мечеть Карие-джами, а все фрески и мозаики тщательно замазаны.

Восстановительные работы в церкви были проведены лишь в 1948 году, были возращены к жизни все украшения и рельефы в первозданном виде, а музей Карие был открыт для посетителей. Чтобы познать всю красоту и величие храма, в осмотре стоит соблюсти последовательность, которая была задумана мудрецом Метокхитесом (провел работы по реконструкции в 1313 году).

Музей Карие фото

Музей Карие (Kariye Camii). Стамбул

Церковь, как и весь монастырь, были посвящены Богоматери и Христу, что нашло свое отражение в росписях и мозаиках храма. Над его входом изображена Влахернская Богоматерь с ангелами. Во внешнем вестибюле (экзонартексе) отображено в росписях детство Иисуса Христа, начиная от «Сна Иосифа» до «Пасхи в Иерусалиме», — все изображения расположены по ходу часовой стрелки, где северная ячейка отправная и конечная точка. На сводчатом потолке экзонартекса можно увидеть чудеса Христовы, а над дверью, которая ведет в нартекс (внутренний вестибюль) – Христос Вседержитель.

Музей Карие фото

Музей Карие

В центре куполов внутреннего вестибюля (нартекса), находятся медальоны с изображением Марии с младенцем и Вседержителя в окружении предков Христа. На сводах, парусах и стенах нартекса описана вся жизнь Богородицы.

В изображении над входом можно увидеть Федора Метокхитеса, склонившегося перед ликом Христа, слева от него находится апостол Петр, справа – Павел. Согласно завещанию, Федор был захоронен перед этой дверью в 1332 году. Нижняя часть стен нефа сохранила, в некоторых местах, драгоценные детали каменной резьбы и украшена облицовкой из мрамора. На западной стене находится Успение Богородицы, красота которого просто захватывает дух.

Древняя мозаика фото

Древняя мозаика. Музей Карие

Если в декорировании нефа и нартексов использована мозаика, то в приделе и пареклесии – фрески. Центральным сюжет пареклесия – «Сошествие в ад»: Иисус поднимает и выводит из гробов первых людей – Адама и Еву, за спиной которой их первенец – Каин. На западе –«Страшный суд», изображения святых и сюжетов из Ветхого Завета находятся на стенах и купольных сводах. Придел расписан как погребальная капелла.



Буду благодарен, если поделитесь этой статьей:

© 2014 TURIZMVOSTOKA.RU | Туризм и отдых в странах Востока. При копировании статей сайта активная индексируемая гиперссылка на первоисточник turizmvostoka.ru обязательна.